Главная
Документы
Наша жизнь
 

Из опыта работы
Дурновской основной общеобразовательной казачьей школы

Сохраним Россию для себя,
а себя для России

          Учительство всегда жило интересами страны, поэтому и сегодня мы стремимся найти свое место в обществе. В настоящее время у нашего народа, а значит и у нас много нерешенных проблем, но самая большая опасность, подстерегающая наше общество не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Как спасти человека? Как сберечь человеческое в человеке? Как в нынешней неправедной жизни спасти души наших детей? Эти вопросы волнуют многих учителей и поэтому в области появились новые типы школ с разными направлениями, но с одной целью – воспитать человека, который бы бережно и ответственно относился к богатству природы и общества, любил свое Отечество, чувствовал долг перед Родиной.

          Наша школа более 20 лет работала по проблеме экологического образования и воспитания учащихся под руководством доктора биологических наук, профессора ВГПУ Мочаловой П. П. и кандидата педагогических наук Романенко Л. В.: цель которой – воспитание гуманной, творческой, социально-активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы  и общества. Наши коллективы стали работать совместно: педколлектив Мужского педагогического лицея, учителя и учащиеся нашей школы и профессорско-преподавательский коллектив естественно-географического факультета ВГПУ.

           Нашему коллективу не безразличен тот факт, что в школе не возрастает количество учителей мужчин. Одной из важных социальных причин нежелания мужчин педагогов работать в школе является не только уровень оплаты труда учителя, но и  пот сравнению с другими категориями работников, непрестижность учительской профессии. А учителя мужчины из города совсем не приживаются в сельских школах. Идея подготовки учителей из наших лучших мальчиков всем нам пришлась по душе. Ведь учитель мужчина широкого профиля это не чей-то каприз – это суровая необходимость жизни и настоящий зов народа и детей сельской школы и  не слышать его, значит не знать село, не знать сельскую школу и вообще многое в нашей жизни не знать и не слышать. Так, в 1991 году, к нам после долгих обсуждений наших рабочих планов впервые приехали лицеисты на практику, а их было 30 красивых, умных, физически развитых, и главное – интеллигентных парней. Переживаний было много, трудностей тоже. Приходилось работать и днем и ночью, но интереснее стало жить. Наши дети хотели быть похожими на лицеистов, для чего надо было соответствовать критериям лицеиста: быть здоровым, трудолюбивым и скромным, дисциплинированным, творчески добывать высокий уровень науки и культуры, быть патриотом. Педколлективы друг перед другом совершенствовались.

             Совместная работа изменила и культурную жизнь на селе. Вечера, проводимые в сельском клубе, остаются в памяти у всех. Чаще в клубе стала звучать музыка, стихи и просто проводиться вечера отдыха, на которые приходят с удовольствием большинство жителей села. И теперь это стало традицией – приезд лицеистов на практику в нашу школу – и это праздник на селе.

Реализация единой воспитательно-образовательной системы лицея и школы, в условиях братства, распорядок и режимные моменты школы, предусматривающие чередование  умственной и физической нагрузки, труда и отдыха, ежедневные физкультурно-оздоровительные и практические занятия на свежем воздухе, обеспечивает ежедневное повышение уровня общего, интеллектуального, культурного и физического развития учащихся и лицеистов. После завершения практики лицеисты совместно с учащимся пишут рефераты: «Я – лицеист», где раскрываются 5 постулатов «Я» кодекса долга и чести: 1. Я – мужчина.

            2. Я – лицеист.

            3. Я – будущий учитель –воспитатель.

            4. Я – будущий глава семейства.

            5. Я – патриот.

Анализируя работы лицеистов поражаешься глубине мыслей, осознанного, ответственного отношения к себе, четкое видение перспектив своего будущего с ярко выраженной конечной целью – создание соей авторской школы.

В нашей школе созданы 4 проблемные группы, которые работают по направлениям.

I.       Человек и природа. Члены ее занимаются изучением природы родного края, заказников памятников природы. Систематически наблюдают за состоянием окружающей среды – воды, воздуха, почвы, растительного и животного мира, а также следят за изменениями в природе под воздействием хозяйственной деятельности. И главное – посадка зеленых насаждений, благоустройство территорий, создание экологических троп. Ряд лет в школе работает лесничество «Сосенка», где наши дети ежегодно выращивают более тысячи саженцев сосны. И наша зеленая красавица давно перешагнула рубежи нашей области. В память о своей работе ребята посадили сосновый бор в школе, который не только украшает школу, но и создает чудесный озоновый воздух, благоприятно воздействующий на здоровье детей, А теперь выращиваем и саженцы каштанов, смородины, луковичных лилий. В школе есть кабинет биологии, который имеет более 90 видов культурных растений, которые играют неоценимую роль  в учебно-воспитательном процессе, а также является настоящей лабораторией по закреплению умений и навыков теоретических знаний по экологии и биологии.

II.     Природа и культура. По этому направлению ребята вместе с учителями изучают историю родного края, культуру, национальные традиции, обычай, фольклор, связанного с природой и использованию ее богатства, а также нормами поведения в природе. В нашей школе накоплен богатый материал аудиотеки казачьих песен, поговорок, частушек, поделок «Природа и фантазия», сочинений, творческих работ ребят, сценариев всех казачьих праздников, создали музей, где отражена история казачества, быт, национальные традиции, закончили работу по воссозданию истории заброшенных хуторов а их, относящихся к станице Дурновской было шесть. Старожилы по памяти восстановили их расположение с указанием всех домовладений и перечислением членов семьи. Мы проводили на улицах заброшенных хуторов уроки с приглашением бывших жителей, и на глазах у всех, убеленные сединой люди опускались на колени и целовали свою землю. И это определенным образом воздействовало на душу и совесть детей, а для нас это главное – экология души и совести ребенка. В заключение мы провели вечер «Не исчезай мое село». В ближайшее время собираемся восстановить церковь, которая стояла когда-то перед школой. Мы уверены, что с нашим народом, учащимися, родителями, администрацией СПК и района, будем садиться на уроки под колокольный звон. Понимая, что возрождение российского села невозможно без приобщения к истокам русской культуры, народным традициям, мы совместно с сельским клубом и библиотекой занимаемся просветительской работой, организуем встречи с ветеранами войны и труда, праздники «День села», «Проводы русской зимы», Рождества Крещения, проводим экологические акции. Так ребята очистили от мусора более 5 га лесных угодий, берега реки Бузулук, развешивают скворечники и т. д. Интересней стали проводиться праздники в школе, они необычайны по своему содержанию, и поэтому к нам приходят  на них не только папы и мамы, но и дедушки и бабушки. Здесь наши казачьи обычаи и традиции пронизаны идеями о величии человеческого духа. И именно на этой благодатной почве и выросла наша великая русская  классическая культура. Наша национальная культура делает нас неповторимыми, самобытными, вызывает интерес у людей других культур.

III.  Природа и общество. В этом направлении коллектив  работает в формировании общественного мнения в защиту природы и человека, экологической грамотности, здорового образа жизни путем бесед, встреч за круглым столом, вечеров, проводимых совместно с преподавателями лицея и Академии повышения квалификации учителей. Постоянно в школе бывают ректор ВГАПК РО доктор филологических наук, профессор Супрун В. И. и кандидат педагогических наук Григорьева Н. А., совместно с которыми мы разработали разные программы учебных дисциплин по вопросам казачества.

IV.  Природа и наука.   По этому направлению у нас уже более 20 лет ведется научно-исследовательская работа совместно с Волгоградской опытной станцией от ВИРа, по заданию которой мы проводим опыты с разными культурными растениями. Руководит этой работой кандидат сельскохозяйственных наук Шалыгина О. М. Имеем в школе учебно-опытный участок с ягодниками, плодовыми деревьями, отделами овощных и технических культур. Школа полностью обеспечивает себя продуктами, а в двух теплицах выращиваем овощную рассаду для реализации населению. В этом году мы получили урожай капусты и остальных овощных культур. Крестьянская жизнь, мягко сказать, не сладкая… Тяжело дается наше молоко и хлеб людям городов и цены на продовольствие далеко не соизмеримы с промышленными товарами. Мы учим наших детей с детства преодолевать трудности. И лишь благодаря энтузиазму учителей дети учатся, село живет, а народу есть куда пойти отдохнуть душой. Мы стремимся возродить казачество и это наш долг перед своими предками – казаками, пережившими кровопролитные Гражданскую и Отечественную войны, лихолетье расказачивания, голод и забвение. В прошлом году была открыта на базе нашей школы Экспериментальная площадка по теме: Этнокультурное образование как средство социализации личности (в условиях основной общеобразовательной казачьей школы)».

В связи с этим мы разработали комплексный подход с участием различных служб и структур власти (органы РОВД, администрация Новоаннинского района во главе с Ваниным А. П., СПК «Староаннинский», отдел культуры, православные организации). Мы стремимся организовать работу казачьей школы так, чтобы она стала реально объединять молодежь нашего края. Основной задачей организации является включение в процесс возрождения донского края наибольшего количества талантливой, активной, инициативной молодежи, дойти до каждого молодого человека, помочь найти себя и свое место в деле становления казачества и жизни в целом. Вовлечь молодых людей в живую работу по изучению, возрождению и развитию родных обычаев, обрядов, песен, танцев, традиционных форм хозяйствования, землепользования, самоуправления, сохранения своей культуры во всех аспектах ее понимания. Глубоко православный академик Д. С. Лихачев, который подчеркнул, что «беспамятный» - это прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и не способный на добрые, бескорыстные поступки…Без памяти нет совести.

           Широкое ознакомление молодых людей с героическим прошлым малой Родины, боевыми, трудовыми традициями народа, армии.

Разработали по всем предметам программы с экологическим и казачьим уклоном. Это:

I.               Этно-культурное воспитанное:

- мифология славян,

- обычаи и обряды,

История православной церкви:

- понятие православия как воинская религия,

- народный календарь,

- пророческие былины и их расшифровка,

- символика в казачьей воинской традиции,

- понятие имени,

- понятие числа культовое, значение слова.

II.            Духовно-нравственное воспитание

- закон Божий,

- православие в России, Православие на Дону,

- домострой,

- православное воспитание,

-  православный брак,

- русские святые,

- посещение монастырей, святых и памятных мест для церкви,

- церковные праздники (престолы).

III.           Военно-патриотическое воспитание

- история русского воинства, русской армии, русского флота,

- войны в России, их анализ,

- строевая подготовка,

- конная подготовка (во многих семьях есть своя лошадь),

- общая физическая подготовка,

- кроссовая подготовка,

- основы медицинской подготовки,

- ориентирование на местности,

- азимутное ориентирование,

- тактическая подготовка,

- военно-правовая подготовка,

- школа выживания в полевых условиях (теоретическая часть),

- работа с прикладными видами оружия, использование в бою подручных средств,

- воинские обряды.

IV.         Историко-этнографическое воспитание.

- история России,

- история казачества (хочется поблагодарить руководителей Войска Донского за снабжение школ области книгами по истории казачества)

- изучение песенной и танцевальной культуры их расшифровка и применение,

- знакомство с песенной казачьей традицией,

- танцевальная казачья традиция.

V.            Спортивно-оздоровительное воспитание (освоение традиционных игр и забав) .

- освоение боевого искусства казаков «Казачий спас»,

- занятия по общефизическим дисциплинам,

- организация оздоровительных туристических походов,

- основы туристической подготовки,

- освоение традиционных игр и забав (игры на развитие силы, реакции, выносливости, зрения, слуха, работы вслепую, и другие, всего более 200 игр),

VI.         Экологическое воспитание

- изучение жизни растительного и животного мира, их взаимосвязь, их польза для человека,

- практические действия: посадка деревьев, очистка родников, сохранение редких видов растений и животных.

VII.       Возрождение традиционных народных промыслов

- резьба по дереву,

- лозоплетение,

- гончарное дело, глиняная игрушка,

- вязание,

- скорняжное дело.

          Русская земля всегда была богата яркими личностями и это особенно стало заметно в тяжелое для нее время. И когда теряются человеческие ценности, когда идет смута и разброд в душах людей, когда учителя стоят перед выбором нового пути воспитания подрастающего поколения, сельские школы, наша школа, знают, что надо делать для того, чтобы будущее нашей Родины – наши дети – были готовы своими делами и поступками возродить экологически и духовно Россию.

          Слава Богу, что настало время и мы в меру своих сил и возможностей участвуем  в возрождении российского казачества. Мы мечтаем о той поре, когда казаки займут достойное место среди других сословий и будут преумножать мощь новой России, чтобы можно было сказать: «Любо, братцы казаки!»

         Таким образом, ожидаемый результат нашей работы, это:

1.      Развитие личности молодого человека, раскрытие его сил и способностей,

2.      Развитие возвышенных нравственных и этических понятий.

3.      Формирование цельного духовно-просвещенного облика человека.

4.      Повышение общекультурного уровня.

5.      Воспитание патриотизма, любви к своей большой и малой Родине.

6.      Воспитание чувств сопричастности и ответственности за судьбу  народа и Отечества.

7.      Выработка правильного понимания у молодого поколения роли и задач армии и флота.

8.      Подготовить молодежь к труду в народном хозяйстве.

9.      Воспитать физически здорового человека.

10.  Подготовить юношей к службе в рядах Вооруженных сил Российской армии.

11.  Подготовить молодежь к прочному браку и созданию крепкой семьи.

12.  Научить молодежь любить, возрождать и сохранять свою родную культуру.

         Всем, кто идет по тропе педагогического поиска, коллектив нашей школы желает творческих успехов, мужества и настойчивости во имя народа и Родины, которая для всех нас единая и неповторимая, как сама жизнь.

 

Директор Дурновской основной общеобразовательной казачьей школы, заслуженный учитель СССР и РСФСР Мазина Галина Федоровна 

 

 

Наш адрес:
403971
Россия
Волгоградская область
Новоаннинский район
 
х. Дурновский

ОТДЕЛ
НАРОДНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ

Сайт управляется системой uCoz