Из опыта работы
|
Сохраним Россию для себя, |
Учительство всегда жило интересами страны, поэтому и сегодня мы стремимся найти свое место в обществе. В настоящее время у нашего народа, а значит и у нас много нерешенных проблем, но самая большая опасность, подстерегающая наше общество не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Как спасти человека? Как сберечь человеческое в человеке? Как в нынешней неправедной жизни спасти души наших детей? Эти вопросы волнуют многих учителей и поэтому в области появились новые типы школ с разными направлениями, но с одной целью – воспитать человека, который бы бережно и ответственно относился к богатству природы и общества, любил свое Отечество, чувствовал долг перед Родиной.
Наша школа более 20 лет работала по проблеме экологического образования и воспитания учащихся под руководством доктора биологических наук, профессора ВГПУ Мочаловой П. П. и кандидата педагогических наук Романенко Л. В.: цель которой – воспитание гуманной, творческой, социально-активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества. Наши коллективы стали работать совместно: педколлектив Мужского педагогического лицея, учителя и учащиеся нашей школы и профессорско-преподавательский коллектив естественно-географического факультета ВГПУ.
Нашему коллективу не безразличен тот факт, что в школе не возрастает количество учителей мужчин. Одной из важных социальных причин нежелания мужчин педагогов работать в школе является не только уровень оплаты труда учителя, но и пот сравнению с другими категориями работников, непрестижность учительской профессии. А учителя мужчины из города совсем не приживаются в сельских школах. Идея подготовки учителей из наших лучших мальчиков всем нам пришлась по душе. Ведь учитель мужчина широкого профиля это не чей-то каприз – это суровая необходимость жизни и настоящий зов народа и детей сельской школы и не слышать его, значит не знать село, не знать сельскую школу и вообще многое в нашей жизни не знать и не слышать. Так, в 1991 году, к нам после долгих обсуждений наших рабочих планов впервые приехали лицеисты на практику, а их было 30 красивых, умных, физически развитых, и главное – интеллигентных парней. Переживаний было много, трудностей тоже. Приходилось работать и днем и ночью, но интереснее стало жить. Наши дети хотели быть похожими на лицеистов, для чего надо было соответствовать критериям лицеиста: быть здоровым, трудолюбивым и скромным, дисциплинированным, творчески добывать высокий уровень науки и культуры, быть патриотом. Педколлективы друг перед другом совершенствовались.
Совместная работа изменила и культурную жизнь на селе. Вечера, проводимые в сельском клубе, остаются в памяти у всех. Чаще в клубе стала звучать музыка, стихи и просто проводиться вечера отдыха, на которые приходят с удовольствием большинство жителей села. И теперь это стало традицией – приезд лицеистов на практику в нашу школу – и это праздник на селе.
Реализация единой воспитательно-образовательной системы лицея и школы, в условиях братства, распорядок и режимные моменты школы, предусматривающие чередование умственной и физической нагрузки, труда и отдыха, ежедневные физкультурно-оздоровительные и практические занятия на свежем воздухе, обеспечивает ежедневное повышение уровня общего, интеллектуального, культурного и физического развития учащихся и лицеистов. После завершения практики лицеисты совместно с учащимся пишут рефераты: «Я – лицеист», где раскрываются 5 постулатов «Я» кодекса долга и чести: 1. Я – мужчина.
2. Я – лицеист.
3. Я – будущий учитель –воспитатель.
4. Я – будущий глава семейства.
5. Я – патриот.
Анализируя работы лицеистов поражаешься глубине мыслей, осознанного, ответственного отношения к себе, четкое видение перспектив своего будущего с ярко выраженной конечной целью – создание соей авторской школы.
В нашей школе созданы 4 проблемные группы, которые работают по направлениям.
I. Человек и природа. Члены ее занимаются изучением природы родного края, заказников памятников природы. Систематически наблюдают за состоянием окружающей среды – воды, воздуха, почвы, растительного и животного мира, а также следят за изменениями в природе под воздействием хозяйственной деятельности. И главное – посадка зеленых насаждений, благоустройство территорий, создание экологических троп. Ряд лет в школе работает лесничество «Сосенка», где наши дети ежегодно выращивают более тысячи саженцев сосны. И наша зеленая красавица давно перешагнула рубежи нашей области. В память о своей работе ребята посадили сосновый бор в школе, который не только украшает школу, но и создает чудесный озоновый воздух, благоприятно воздействующий на здоровье детей, А теперь выращиваем и саженцы каштанов, смородины, луковичных лилий. В школе есть кабинет биологии, который имеет более 90 видов культурных растений, которые играют неоценимую роль в учебно-воспитательном процессе, а также является настоящей лабораторией по закреплению умений и навыков теоретических знаний по экологии и биологии.
II. Природа и культура. По этому направлению ребята вместе с учителями изучают историю родного края, культуру, национальные традиции, обычай, фольклор, связанного с природой и использованию ее богатства, а также нормами поведения в природе. В нашей школе накоплен богатый материал аудиотеки казачьих песен, поговорок, частушек, поделок «Природа и фантазия», сочинений, творческих работ ребят, сценариев всех казачьих праздников, создали музей, где отражена история казачества, быт, национальные традиции, закончили работу по воссозданию истории заброшенных хуторов а их, относящихся к станице Дурновской было шесть. Старожилы по памяти восстановили их расположение с указанием всех домовладений и перечислением членов семьи. Мы проводили на улицах заброшенных хуторов уроки с приглашением бывших жителей, и на глазах у всех, убеленные сединой люди опускались на колени и целовали свою землю. И это определенным образом воздействовало на душу и совесть детей, а для нас это главное – экология души и совести ребенка. В заключение мы провели вечер «Не исчезай мое село». В ближайшее время собираемся восстановить церковь, которая стояла когда-то перед школой. Мы уверены, что с нашим народом, учащимися, родителями, администрацией СПК и района, будем садиться на уроки под колокольный звон. Понимая, что возрождение российского села невозможно без приобщения к истокам русской культуры, народным традициям, мы совместно с сельским клубом и библиотекой занимаемся просветительской работой, организуем встречи с ветеранами войны и труда, праздники «День села», «Проводы русской зимы», Рождества Крещения, проводим экологические акции. Так ребята очистили от мусора более 5 га лесных угодий, берега реки Бузулук, развешивают скворечники и т. д. Интересней стали проводиться праздники в школе, они необычайны по своему содержанию, и поэтому к нам приходят на них не только папы и мамы, но и дедушки и бабушки. Здесь наши казачьи обычаи и традиции пронизаны идеями о величии человеческого духа. И именно на этой благодатной почве и выросла наша великая русская классическая культура. Наша национальная культура делает нас неповторимыми, самобытными, вызывает интерес у людей других культур.
III. Природа и общество. В этом направлении коллектив работает в формировании общественного мнения в защиту природы и человека, экологической грамотности, здорового образа жизни путем бесед, встреч за круглым столом, вечеров, проводимых совместно с преподавателями лицея и Академии повышения квалификации учителей. Постоянно в школе бывают ректор ВГАПК РО доктор филологических наук, профессор Супрун В. И. и кандидат педагогических наук Григорьева Н. А., совместно с которыми мы разработали разные программы учебных дисциплин по вопросам казачества.
IV. Природа и наука. По этому направлению у нас уже более 20 лет ведется научно-исследовательская работа совместно с Волгоградской опытной станцией от ВИРа, по заданию которой мы проводим опыты с разными культурными растениями. Руководит этой работой кандидат сельскохозяйственных наук Шалыгина О. М. Имеем в школе учебно-опытный участок с ягодниками, плодовыми деревьями, отделами овощных и технических культур. Школа полностью обеспечивает себя продуктами, а в двух теплицах выращиваем овощную рассаду для реализации населению. В этом году мы получили урожай капусты и остальных овощных культур. Крестьянская жизнь, мягко сказать, не сладкая… Тяжело дается наше молоко и хлеб людям городов и цены на продовольствие далеко не соизмеримы с промышленными товарами. Мы учим наших детей с детства преодолевать трудности. И лишь благодаря энтузиазму учителей дети учатся, село живет, а народу есть куда пойти отдохнуть душой. Мы стремимся возродить казачество и это наш долг перед своими предками – казаками, пережившими кровопролитные Гражданскую и Отечественную войны, лихолетье расказачивания, голод и забвение. В прошлом году была открыта на базе нашей школы Экспериментальная площадка по теме: Этнокультурное образование как средство социализации личности (в условиях основной общеобразовательной казачьей школы)».
В связи с этим мы разработали комплексный подход с участием различных служб и структур власти (органы РОВД, администрация Новоаннинского района во главе с Ваниным А. П., СПК «Староаннинский», отдел культуры, православные организации). Мы стремимся организовать работу казачьей школы так, чтобы она стала реально объединять молодежь нашего края. Основной задачей организации является включение в процесс возрождения донского края наибольшего количества талантливой, активной, инициативной молодежи, дойти до каждого молодого человека, помочь найти себя и свое место в деле становления казачества и жизни в целом. Вовлечь молодых людей в живую работу по изучению, возрождению и развитию родных обычаев, обрядов, песен, танцев, традиционных форм хозяйствования, землепользования, самоуправления, сохранения своей культуры во всех аспектах ее понимания. Глубоко православный академик Д. С. Лихачев, который подчеркнул, что «беспамятный» - это прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и не способный на добрые, бескорыстные поступки…Без памяти нет совести.
Широкое ознакомление молодых людей с героическим прошлым малой Родины, боевыми, трудовыми традициями народа, армии.
Разработали по всем предметам программы с экологическим и казачьим уклоном. Это:
I. Этно-культурное воспитанное:
- мифология славян,
- обычаи и обряды,
История православной церкви:
- понятие православия как воинская религия,
- народный календарь,
- пророческие былины и их расшифровка,
- символика в казачьей воинской традиции,
- понятие имени,
- понятие числа культовое, значение слова.
II. Духовно-нравственное воспитание
- закон Божий,
- православие в России, Православие на Дону,
- домострой,
- православное воспитание,
- православный брак,
- русские святые,
- посещение монастырей, святых и памятных мест для церкви,
- церковные праздники (престолы).
III. Военно-патриотическое воспитание
- история русского воинства, русской армии, русского флота,
- войны в России, их анализ,
- строевая подготовка,
- конная подготовка (во многих семьях есть своя лошадь),
- общая физическая подготовка,
- кроссовая подготовка,
- основы медицинской подготовки,
- ориентирование на местности,
- азимутное ориентирование,
- тактическая подготовка,
- военно-правовая подготовка,
- школа выживания в полевых условиях (теоретическая часть),
- работа с прикладными видами оружия, использование в бою подручных средств,
- воинские обряды.
IV. Историко-этнографическое воспитание.
- история России,
- история казачества (хочется поблагодарить руководителей Войска Донского за снабжение школ области книгами по истории казачества)
- изучение песенной и танцевальной культуры их расшифровка и применение,
- знакомство с песенной казачьей традицией,
- танцевальная казачья традиция.
V. Спортивно-оздоровительное воспитание (освоение традиционных игр и забав) .
- освоение боевого искусства казаков «Казачий спас»,
- занятия по общефизическим дисциплинам,
- организация оздоровительных туристических походов,
- основы туристической подготовки,
- освоение традиционных игр и забав (игры на развитие силы, реакции, выносливости, зрения, слуха, работы вслепую, и другие, всего более 200 игр),
VI. Экологическое воспитание
- изучение жизни растительного и животного мира, их взаимосвязь, их польза для человека,
- практические действия: посадка деревьев, очистка родников, сохранение редких видов растений и животных.
VII. Возрождение традиционных народных промыслов
- резьба по дереву,
- лозоплетение,
- гончарное дело, глиняная игрушка,
- вязание,
- скорняжное дело.
Русская земля всегда была богата яркими личностями и это особенно стало заметно в тяжелое для нее время. И когда теряются человеческие ценности, когда идет смута и разброд в душах людей, когда учителя стоят перед выбором нового пути воспитания подрастающего поколения, сельские школы, наша школа, знают, что надо делать для того, чтобы будущее нашей Родины – наши дети – были готовы своими делами и поступками возродить экологически и духовно Россию.
Слава Богу, что настало время и мы в меру своих сил и возможностей участвуем в возрождении российского казачества. Мы мечтаем о той поре, когда казаки займут достойное место среди других сословий и будут преумножать мощь новой России, чтобы можно было сказать: «Любо, братцы казаки!»
Таким образом, ожидаемый результат нашей работы, это:
1. Развитие личности молодого человека, раскрытие его сил и способностей,
2. Развитие возвышенных нравственных и этических понятий.
3. Формирование цельного духовно-просвещенного облика человека.
4. Повышение общекультурного уровня.
5. Воспитание патриотизма, любви к своей большой и малой Родине.
6. Воспитание чувств сопричастности и ответственности за судьбу народа и Отечества.
7. Выработка правильного понимания у молодого поколения роли и задач армии и флота.
8. Подготовить молодежь к труду в народном хозяйстве.
9. Воспитать физически здорового человека.
10. Подготовить юношей к службе в рядах Вооруженных сил Российской армии.
11. Подготовить молодежь к прочному браку и созданию крепкой семьи.
12. Научить молодежь любить, возрождать и сохранять свою родную культуру.
Всем, кто идет по тропе педагогического поиска, коллектив нашей школы желает творческих успехов, мужества и настойчивости во имя народа и Родины, которая для всех нас единая и неповторимая, как сама жизнь.
|
Директор Дурновской основной общеобразовательной казачьей школы, заслуженный учитель СССР и РСФСР Мазина Галина Федоровна
|
Наш
адрес:
403971
Россия
Волгоградская область
Новоаннинский
район
х.
Дурновский